15 июня 2013

В БЕЗВРЕМЕНЬЕ ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ

Муху Алиев

Отношение к творчеству Расула Гамзатова является мерилом духовной ценности человека, определяет его способность, как сито, отсеивать ненужную шелуху и сохранять добрые драгоценные зерна не только гамзатовской поэзии, но и всей литературы.

Еще в 1963 году Сергей Наровчатов писал: «Если бы мне предложили назвать десять лучших, на мой взгляд, поэтов-современников, я бы перечислил заветные имена, а в конце добавил: «И Гамзатов». Когда бы список сократили до пяти, я тоже в конце сказал бы: «И Гамзатов». Наконец, если бы пришлось выбрать одного любимого поэта, я бы и тут прибавил: «И Гамзатов». В любых сочетаниях, при любой избранности имя Расула Гамзатова всегда будет стоять в ряду лучших».

Искреннее служение народу, высокое сознание своего долга перед ним, слитность с судьбой народа, служение всечеловеческим идеалам добра и справедливости составляют художественное лицо Р. Гамзатова.

Глубокие раздумья о сегодняшнем и завтрашнем дне Земли, о войне и мире, о жизни и смерти, о национальном и общечеловеческом, о детстве, молодости и старости, отцах и детях, о вечности и миге, о Боге, о чести и совести, какой ценой они оплачиваются в этом мире, где многое покупается и продается,– эти вопросы постоянно в центре внимания поэта, особенно в произведениях «Последняя цена», «Третий час», «Мулатка», «Четки лет», «Мой Дагестан», в беседах, интервью, стихах последних лет.

В его поэзии нет конфликта Востока и Запада, Севера и Юга, войны цивилизаций. Ведь мир любого человека неделим. С ним Восток Саади и Рудаки, Фирдоуси и Хайяма и Запад Петрарки и Шекспира, Юг и Север от Пабло Неруды и Назыма Хикмета до Байрона и Бернса.

Он за единство многообразия народов, культур, цивилизаций. Его идеи – единство, согласие, чувство семьи единой, а не суверенитеты, независимости, революции, войны. «Последние пахнут кровью»,– рассуждал Расул. Мы, особенно на Кавказе, слишком много крови пролили, живя законами мести, в том числе за прошлое. И ничего не добились и не добьемся, кроме зла. Закону мести Расул Гамзатов противопоставлял закон дружбы, ненасилие. Расул Гамзатов - настоящий национальный поэт по своему мировоззрению, по чувству и мысли поэт своего дня, своего века, поэт всей своей страны.

Он выразил лучше других боль, радость, мужество и благородство дагестанцев. Он показал, что величие любого народа не в арифметическом исчислении, а в величии его духа и таланта. Дагестанцы всегда демонстрировали это на протяжении всей своей многовековой истории. Доказали это и в 1999 году, изгоняя международных террористов, напавших на нашу республику.

Можно назвать сотни знаменитых стихотворений поэта, многие из которых стали песнями, но одного стихотворения «Журавли» было достаточно Расулу Гамзатову, чтобы навсегда войти в сердца миллионов жителей планеты. Написанное в 1965 году по пути из Хиросимы и положенное на музыку композитором Яном Френкелем, оно облетело всю планету. Песню запели на разных языках, она стала реквиемом по всем тем, кто пал на полях сражений, молитвенной песнью памяти о жертвах всех войн. В разных городах нашей страны и за рубежом установлено более тридцати памятников гамзатовским «Журавлям».

В стихотворении «Памяти Кайсына Кулиева» Расул, как на поверке, выкликает имена своих друзей, поэтов и писателей: Чингиза Айтматова, Давида Кугультинова, Мустая Карима:
Как чувствует Андроников себя?
Где Гранин Даниил и Дудин Миша?
Где Зульфия, Ираклий, Шукрулло?
Поклон им всем, а также Сильве милой.
(Р. Гамзатов. Памяти Кайсына Кулиева. Фрагмент. Перевод М. Ахмедовой-Колюбакиной)

Время неумолимо. 3 ноября 2003 года Поэт улетел с журавлиной стаей, воспетой им с такой пронзительной грустью. Через год вслед за ним ушел Давид Кугультинов. Совсем недавно не только Армения, но и вся наша страна проводила в последний полет Сильву Капутикян. Уходит плеяда великих поэтов, оставивших нам пример редкостной дружбы, могучей, сплоченной. Это о них Расул говорил: «Перед писателями никто не должен ставить задачи. Писатели сами призваны перед всем миром их ставить». И никто не ставил вопросы войны и мира, преступления и наказания, чести и совести так, как это делала литература. И удавалось ей это потому, что ее высший закон – нравственность поступков человека. Глубоко переживая тот факт, что литература теряет читателя, Расул Гамзатов верил в возрождение литературы. Но он был глубоко убежден, что писатели не должны пассивно ждать перемены к лучшему, они должны способствовать тому, чтобы эти перемены наступили быстрее. «Нам всем нужно чувствовать время, в безвременье жить нельзя»,– говорил он.

Сегодня очень важно подчеркнуть и другое. Гамзатов видел будущее Дагестана в его неделимости и в составе России. «Нам всем хорошо будет только тогда, когда мы вместе»,– любил повторять поэт. Он любил Москву, как и свое село Цада. В Москве в Литературном институте он выучился русскому языку, много читал русских классиков. В поэзии Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Маяковского, Есенина, других писателей и поэтов находил разгадку своих литературных исканий. Его любили москвичи, на его творческие вечера в Лужниках собирались десятки тысяч поклонников. Поэта с удовольствием переводили Владимир Солоухин и Яков Козловский, Наум Гребнев и Яков Хелемский, Елена Николаевская и Юнна Мориц.

Великий Гете писал: «Чтобы узнать поэта, надо поехать на его родину». Здесь, на родине поэта, наши гости могут еще раз прикоснуться к великой поэзии Расула, а все мы – ощутить общность наших дум и чаяний.
2006 год

Выступление Президента Республики Дагестан на торжественном собрании, посвященном открытию Гамзатовских Дней «Белые журавли» [Текст]// Дагестанская правда».- 2006.- 9 сентября.

Муху Гимбатович Алиев (род. 1940) – государственный деятель, президент Республики Дагестан (2006-2010)

Комментариев нет:

Отправить комментарий