10 августа 2013

ТАЛИСМАН ТАЛАНТА

Валентин Гольцев

Расул Гамзатов – одна из самых колоритных фигур на нашем поэтическом горизонте. Его книги выходят огромными тиражами и немедленно раскупаются почитателями изящной словесности. Его стихи, поэмы, проза, статьи, публикуемые в журналах и газетах, вызывают горячий отклик у читателей. Книги поэта не задерживаются подолгу на библиотечных полках. Они постоянно на руках. Литературные вечера Расула Гамзатова неизменно собирают внимательную, заинтересованную аудиторию. Поэта много и охотно переводили и переводят на языки братских народов нашей страны. Его книги все чаще и чаще появляются за рубежом. Поэзия Гамзатова вызывает интерес и у людей старшего и среднего поколения и у молодежи. Она получила общенародное признание.

Чем объяснить успех поэта? В чем заключено обаяние его лирики? На этот счет есть разные мнения. Некоторые критики считают, что успех пришел к поэту потому, что он принес в советскую литературу песни и краски Дагестана, чарующую романтику гор. Они утверждают, что сила дарования Расула Гамзатова – в его верности национальным поэтическим традициям.

И действительно, редкое стихотворение поэта не имеет традиционных примет родного ему Дагестана, его природы, обычаев, нравов. И это, конечно, придает самобытность поэтическому почерку Расула Гамзатова. Но вряд ли только это выдвинуло Гамзатова в число лучших поэтов нашего времени. Здесь, безусловно, сказались другие причины. И прежде всего причины социальные.

Поэзия Расула Гамзатова, какой ее знают сегодня миллионы читателей у нас и за рубежом, возникла не только потому, что в далеком горном ауле Дагестана родился талантливый певец, со звонким голосом и с проникновенной песней. Его поэзия возникла, окрепла, расцвела, получила огромную аудиторию потому, что само общество было заинтересовано в талантах. Оно заботливо растило одаренных людей, вышедших из недр народа. Поэзия Расула Гамзатова получила широчайшее распространение потому, что общество ставило и ставит одной из самых благородных своих задач подъем культуры во всех краях великой многонациональной страны, потому что оно борется за самые высокие идеалы человечества.

Поэзию Расула Гамзатова нельзя рассматривать как какое-то исключительное явление в отечественной литературе. Она ее составная часть и зиждется на общих основах, на основах реализма. Гамзатов – яркий представитель нашей многоообразной, многоязычной литературы. Той литературы, что набирала силы, расцвела пышным цветом, опираясь на богатейшее устно-поэтическое народное творчество, наследие русской классики, на опыт и творческие поиски современных советских поэтов и писателей, внимательно изучающих новь жизни.

Неограниченной ширью большой Родины надо мерить поэзию Расула Гамзатова. Об этом хорошо сказал сам поэт: «От Пушкина до Твардовского русские поэты подарили мне Россию с ее историей, судьбой и душой. Шевченко и Рыльский подарили боль и радость Украины. Руставели и Леонидзе – нежность и мужество Грузии. Я благодарен Исаакяну, он оставил мне, аварцу, сияние Севана и теплоту армянской тоски по старинному Арарату. Когда я был в Кабардино-Балкарии, Кайсын Кулиев мне сказал: «Возьми, я отдаю тебе и Эльбрус и мое родное Чегемское ущелье». Мне повезло. Мне, горцу, рожденному в далеком каменистом ауле Цада, поэты подарили целый мир, которого были лишены веками мои храбрые предки. И если я раньше говорил: мой Дагестан,– то теперь я могу сказать: моя Россия, моя Грузия», моя земля».

Расул Гамзатов соединил в своих поэтических раздумьях чаяния всех горцев, их мечты, надежды, тревоги и заботу с нравственными устремлениями советских народов. Он принес в поэзию с гор то, что составляет духовные ценности, моральные потребности людей всех национальностей, вот почему общенародное, то есть интернациональное, общечеловеческое, составляет главное содержание его глубоко философской лирики. Поэзия Расула Гамзатова вытекает из общего русла нашей культуры, в сокровищницу которой вносит свой ценный вклад народ Дагестана. В этом состоит чудесный талисман его яркого самобытного таланта. В этом первооснова его орлиного взлета.

Расул Гамзатов – певец своего времени. Он не замыкается в прошлом, не в нем ищет вдохновение. Поэт смело рвется в будущее, неведомое, незнакомое. Подобно Маяковскому, он умеет чутко слушать голос времени, понимает его веления. Гамзатов стремится быть на гребне событий, стремится ответить своей лирой на вопросы, волнующие его современников.

Наш век называют космическим и атомным. И это справедливо. Жалко только, что некоторые люди, часто употребляющие эти эпитеты, видят за ними лишь спутники и ракеты, атомные станции и не замечают человека, создателя всех этих чудес XX века. Наш век – это еще и век высокого интеллекта. Век, когда духовные силы человека получили гигантское развитие. Это век, когда потребность в искусстве, поэзии сложной и философской стала из привилегий небольшой прослойки общества достоянием самых широких народных масс. Это время, когда невероятно повысился спрос на поэзию, которая способна философски объяснить смысл жизни, красоту мира, тайны человеческой души и чудо, необыкновенное чудо вселенной – самого человека, его радости и печали, его любовь и ненависть.

Потребление «поэтической продукции» в наше время растет прямо пропорционально росту технического и культурного прогресса. Это примета нашего времени. Динамичность общественной жизни, сложность решаемых задач, строгая ответственность каждого за общее дело, борьба за мир, против войны, против ядерного уничтожения порождают у людей жажду к познанию и философскому осмыслению своих будничных дел и великих свершений эпохи. Поэзия нужна сегодня как никогда людям. Она нужна не для отдыха и услады, а для самопознания, для определения своего места в общем строю. Она нужна как нравственный оплот и как горячий призыв. Этими ценными качествами отличается философская поэзия Расула Гамзатова.

Поэзия Расула Гамзатова полна раздумий. В них тревога за судьбы всего человечества и боль за обиды человека. В них гордость за человека, творца всего прекрасного на земле, и изумление перед грандиозными свершениями эпохи. Поэт старался понять и объяснить противоречия нашего времени, его радости и невзгоды. Он видит эпоху в ее диалектическом развитии:

Двадцатый век сурово хмурит брови.
Мы дети века, стыд нам и позор:
Ведь никогда так много лжи и крови
Не проливалось в мире до сих пор.

Двадцатый век устало щурит веки.
Мы дети века, честь нам и хвала:
Быть может, никогда, как в нашем веке
Мир не боролся против лжи и зла.
(Р. Гамзатов. «Двадцатый век сурово хмурит брови…» Перевод Н. Гребнева)

Поэт хочет долить с людьми не только радости, но и беду:

Поэт обходить не научен беду,
А радости сами проносятся мимо.
И я – Ленинград в сорок первом году,
И я – в сорок пятом году Хиросима.

Еврея – в Треблинке сжигают меня,
Я в Лидице – чех, я – француз в Орадуре.
Где б ни был пожар, не уйти от огня,
Где гром ни гремел бы, я гибну от бури.
(Р. Гамзатов. «Поэт обходить не научен беду…» Перевод Н. Гребнева)

Горы и Поэзия стояли у колыбели будущего поэта. Первое, что он увидел сквозь узкое окно сакли, были горы. Скалистые великаны со всех сторон окружали аул. Неприступные, величавые, седые, они волновали воображение, побуждали к раздумьям, заставляли соизмерять бытие и действия с их могучей силой и неповторимой красотой. Горы были первой любовью и первой гордостью маленького Расула. Они, казалось, излучали чудесные мелодии о славе и подвигах отцов и дедов, о мужестве и достоинстве простых людей, что здесь жили и трудились.

Первое, что услышал Расул, были стихи отца. Меря из угла в угол саклю, Гамзат Цадаса на слух проверяет только что родившиеся строчки. В них самоцветы народной речи были перемешаны с золотом народной мудрости. Стихи отца лились свободно, как дружеская беседа, как горный поток, вырвавшийся на равнину. Это были первые для Расула колыбельные песни. Они оставили глубокий след в его сознании, во многом определив его жизненную судьбу.

Гамзат Цадаса – классик дагестанской литературы. Его перу принадлежат многочисленные стихи, басни, рассказы, статьи, пьесы, книги для детей на аварском языке. Он был одним из основоположников молодой литературы. Народный поэт переводил Пушкина, писал агитационные статьи в местные газеты, активно боролся за утверждение Советской власти, новой жизни в горных аулах. Человек огромного жизненного опыта, мудрый и терпеливый Гамзат Цадаса учил сына законам чести, гражданского долга. И уроки отца не прошли даром для сына.

Первым измерением, с которым познакомился поэт, была высота. Он видел, с каким трудом дается людям каждый шаг в горах вверх, как дорого ценится в народе каждый клочок земли, отвоеванный у гор. Поэт знал, как нелегко проложить в горах не только дорогу, но даже узкую тропу к перевалу. С высотой горцы связывали труд и отвагу, мудрость и настойчивость. Высота это орлиный кругозор на пути к новым вершинам, что всегда впереди, за плотной пеленой утреннего тумана. Высота – это солнце, голубая лазурь, это простор и свобода. В теснинах ущелий мрак и холод. Потеря высоты – всегда большая утрата, а иногда и большая беда. Высота гop и высота человеческого духа особо ценятся в аулах Дагестана. И потому высота стала мерой труда и поэзии в стихах Расула Гамзатова. Она широко вошла в его поэтический лексикон, в его образную систему. Это не просто любимая метафора поэта, к которой он часто обращается в своей лирике, высота для Гамзатова всегда моральный критерий, нравственная субстанция.

Писать Гамзатов начал рано. В шестнадцатилетнем возрасте он уже считал себя поэтом. В 1943 году в Дагестанском республиканском издательстве вышла его первая книга стихов. Про нее поэт сказал, что она имела очень громкое название и не очень громкие стихи. Сказывалась недостаточность жизненного опыта, поэтической культуры.

В 1947 году Расул Гамзатов приезжает в Москву и поступает в Литературный институт имени М. Горького. Учеба в институте, встречи с московскими литераторами, глубокое изучение русских классиков: Пушкина, Лермонтова, Толстого, Блока и других. Знакомство с шедеврами мировой литературы. Дружба с Самуилом Маршаком и Александром Твардовским. Все это способствовало зрелости Гамзатова, становлению его эстетических взглядов, расширению его поэтического кругозора. После учебы в Москве поэт уезжает в Дагестан, где упорно, с азартом работает. В последующие годы выходят его сборники стихов, которые сразу обратили на себя внимание читающей публики. Это «Песни гор», «Год моего рождения», «В горах мое сердце», «Родина горца», «Горянка». Затем вышли книги «Высокие звезды», «Мулатка», «Граница». Гамзатов назвал их молодостью своей поэзии. Потом появились «Четки лет», «Две шали», «Письмена». В них лучшее, что создал поэт за годы своего творчества.

Перу Расула Гамзатова принадлежат многочисленные поэмы. Главные из них – «Родина горца», «Год моего рождения», «Солдаты России», «Разговор с отцом», «Горянка», «В горах мое сердце», «Зарема», «Звезда Дагестана», «Пять пальцев», «Колокол Хиросимы». Их отличает социальная заостренность, полемичность и то нравственное благородство, что вообще свойственно всей поэзии Р. Гамзатова.

Свободно владея разнообразными поэтическими жанрами, Гамзатов достиг особого совершенства в жанре короткой лирической миниатюры. Здесь он создал много истинных шедевров. В его маленьких стихотворениях, спрессованных до предела, мысль обладает огромной взрывной силой. Они живописны. Поэт умеет несколькими строчками создать впечатляющую картину. Вот картина грозы:

И вновь незримая рука
На молнии, как на шампуры,
Нанизывала облака,
И рядом вздрагивали туры.
(Р. Гамзатов. «Гроза на травы и гранит…» Фрагмент. Перевод Я. Козловского)

Большое, можно сказать, не боясь ошибиться,– главное место в творчестве поэта занимает любовная лирика. Гамзатов – певец любви. Любовь в его стихах предстает как чувство возвышенное, всепоглощающее, способное вдохновлять человека на великие подвиги и дела. Они возвышают любовь светлей прекрасного многоцветья радуги, красней полуночного пламени и крови. Она цветет в его лирике пышнее майских трав. И если она неверна, то она черней ночи, когда зайдет луна. Любовь счастливая и любовь неразделенная, нежная и жестокая, благородная и коварная. Любовь неоднозначна, она прекрасна и сложна:

Моя любовь – чинара – два ствола.
Один зачах, другой покрыт листвою.
Моя любовь – орлица – два крыла.
Одно взлетает, падает другое.

Болят две раны у меня в груди.
В крови одна, рубцуется другая.
И так всегда: то радость впереди,
То вновь печаль спешит, ее сменяя.
(Р. Гамзатов. «Моя любовь – чинара – два ствола…» Перевод Н. Гребнева)

Любовная лирика не изолирует поэта да и читателя от других чувств. Она наполняет людей радостью, желанием трудиться, бороться.

Эта лирика – лирика гражданственная. Расул Гамзатов не чурается поэтической публицистики. Он, как истинный боец, смело и открыто сражается против сил старого
мира, против цивилизованного варварства империализма, против всего, что омрачает жизнь людям, что уродует красоту.

«Я аварский поэт,– писал Гамзатов,– и в своем сердце я чувствую гражданскую ответственность не только за Аваристан не только за весь Дагестан, не только за всю страну, но и за всю планету. Двадцатый век. Нельзя жить иначе».

В своих стихах поэт гневно выступает против равнодушия, эгоизма, подхалимства высокомерия. Он прославляет честность и доброту, трудолюбие и верность. Он наносит свои удары по всему тому, что пытается маскироваться под добро. Его стихи, посвященные этим темам, всегда злободневны и политичны, они подлинно поэтическая публицистика. Гражданская тревога поэта всегда обращена к сердцу и разуму человека:

Другое омрачает мой покой,
Покуда жив, я буду опасаться,
Того, что клетки совести людской
Вдруг в раковую ткань переродятся.
(Р. Гамзатов. Стихи о болезнях. Фрагмент. Перевод Н. Гребнева)

Гамзатов не пишет песен, лишь отдельные его стихи положены на музыку, но вся его поэзия необычайно музыкальна. Потому что истинная поэзия – это музыка в словах, а настоящая большая музыка – это поэзия в звуках. Эта внутренняя музыкальность стихов поэта обладает огромной притягательной силой. Она открывает поэту сердца читателей. Об этом свидетельствует, в частности, успех его знаменитых «Журавлей».

Оценивая поэтическую работу Расула Гамзатова, нельзя не отметить заслуги постоянных переводчиков его стихов – поэтов Н. Гребнева и Я. Козловского. Эти известные мастера перевода полюбили Дагестан, полюбили его поэзию и много сделали для того, чтобы она стала известна в мире.

Гамзатов удачно пробует свои силы и в области прозы. Причем прозаик Гамзатов по самобытности стиля, по яркости мысли не уступает Гамзатову-поэту. Он написал книгу «Мой Дагестан», которая в этом убеждает (перевод сделан В. Солоухиным).

«Мой Дагестан» – удивительная по содержанию и форме книга. Это не роман, хотя в ней налицо обширная историческая перспектива, глобальность рассматриваемых событий, широта охвата общественных явлений. Это и не повесть, рассказ в книге ведется от первого лица,что придает ей задушевную, интимную повествовательность. Это и не поэма, хотя большинство из страниц написано белыми стихами и в ней много поэтических строф. Книга «Мой Дагестан» ближе всего к жанру современного эссе, что получил широкое признание в области публицистики за рубежом и у нас. Это жанр исповедальный и одновременно проповеднический. Он открывает большие возможности художнику для непосредственного обращения к тем, кого он хочет убедить, посвятить в свою веру, с кем хочет поделиться своими мыслями о прошлом, настоящем и будущем, своими сомнениями и надеждами. Это жанр доверительного и откровенного разговора. Здесь автор выступает одновременно и главным рассказчиком и главным героем. Этот жанр позволяет писателю использовать все средства литературного письма, все приемы для выявления главного, дает возможность смело маневрировать своими творческими резервами для достижения поставленной цели.

«Мой Дагестан» – это и поэтическая сюита. Она органически вобрала в себя многочисленные миниатюрные новеллы, нравоучения, притчи. Самостоятельные сами по себе, они ярко иллюстрируют рассуждения автора, лишая их той неизбежной назидательности, которая всегда возникает в произведениях, где автор, утверждая моральные ценности, ограничивается своим опытом, своими выводами, суждениями. В основе книги «Мой Дагестан» лежит опыт народа, с большой историей и трудной судьбой. Поэт смотрит на него, оценивает его с позиции современности, меря его строгой мерой коммунистических идеалов.

На страницах книги алмазные россыпи афоризмов. Подобно хлебосольному горцу, который, нанизывая на шампуры кусочки баранины, чередует их с луком, перцем, помидорами и разными специями, чтобы гость лучше почувствовал аромат свежего мяса, поэт обильно пересыпает свое повествование изречениями, пословицами, афоризмами, очаровывая читателя красочностью и образностью своего поэтического стиля.

«Мой Дагестан» – это поэтический манифест пламенной любви поэта к родному языку, родной земле, родному народу, любви сильной, высокой. Для Расула Гамзатова Дагестан – неразрывная составная часть его большой родины – Союза Советских Социалистических Республик. Об этом поэт сам хорошо сказал в притче о двух матерях: «Первая мать – родной Дагестан. Здесь я родился, здесь я впервые услышал родную речь, научился ей, и она вошла в мою плоть и кровь. Здесь я впервые услышал родные песни и первую песню спел сам… Моя вторая мать – великая Россия, моя вторая мать – Москва. Воспитала, окрылила, вывела на широкий путь, показала неоглядные горизонты, показала весь мир. Перед обеими матерями я в сыновнем долгу».

В этой книге художник особенно полно изложил свою эстетическую программу, свои взгляды на место советского писателя в жизненном строю, на роль литературы в формировании коммунистической сознательности людей. Он решительно выступает против творческой инертности. Он за живое слово, способное зажигать сердца.

Читая страницы этой книги, нетрудно заметить, какой нравственный кодекс отстаивает автор, какие мнимые моральные ценности он отвергает. Рассуждая о разных сторонах нашей общественной жизни и о творчестве, Гамзатов ставит важные вопросы и на них отвечает. Не со всеми его ответами можно бесспорно согласиться, однако нельзя не отдать ему дань уважения за открытое, честное суждение. Все это освещено доброй улыбкой, а иногда иронией или пронизано острым, как аварские кинжалы, сарказмом, тогда, когда речь идет о том, что мешает людям жить и трудиться. Автор и сам далек от мысли, что его книга совершенна и безупречна. Вот его суждения на этот предмет: «Книга моя – как ковер, который закончен и разостлан, чтобы увидели его впервые весь сразу. Я вижу на нем много неверных линий, сбивчивых рисунков, невнятных узоров, орнамент кое-где нечеток и крив, но исправить эти ошибки уже нельзя – ковер соткан. Чтобы исправить самую малую его деталь, нужно распускать весь ковер».

Поэт много искал и продолжает искать прокладывая свою тропу на поэтически Олимп. Он обрел свой самостоятельна сильный голос. Его поэзия давно вышла за пределы Дагестана. Она стала достоянием всех народов нашего великого Союза. Она слышна и за его рубежами, В этом главный итог, с которым Расул Гамзатов приходит к своему пятидесятилетию.

Впереди новые дали, новые поиски, и новые свершения.
1973 год

Гольцев, В. Талисман таланта// Знамя.- 1973.- № 9.- С. 215-220.

Валентин Петрович Гольцев – генерал-лейтенант, публицист, на протяжении долгих лет заведовал военным отделом редакции газеты «Известия».

Комментариев нет:

Отправить комментарий