19 июля 2013

МОЙ РАСУЛ ГАМЗАТОВ

Ирайганат Омарова

У каждого из нас в душе живёт свой Расул Гамзатов. Ибо нельзя, по-моему, представить себе человека, рождённого в Дагестане и не имеющего в сердце уголка для пламенной рифмы самого народного горского поэта.

Много написано и сказано о таланте Расула Гамзатова. Его поэзия – дар свыше, перед которым преклоняются люди разных национальностей, возрастов, религий, политических и иных убеждений. Благодаря ему весь мир открыл для себя Дагестан – край удивительной красоты, родину мудрых и трудолюбивых людей. Именно воспев Дагестан в своих стихах, Расул Гамзатов расширил его пределы до бескрайних границ мира. Великий Леонардо да Винчи некогда изрёк мудрую мысль: «Поэзия – это живопись, которую слышат». Расула Гамзатова воистину можно назвать гениальным дагестанским живописцем, поэтической кистью которого созданы высокохудожественные шедевры мирового значения. У английского литератора XVII века Томаса Фуллера есть следующее определение: «Поэзия – музыка слов». И в этой связи Расула Гамзатова по праву можно причислить к великим композиторам, рождающим одухотворённую музыку из слов.

Я тоже по-своему совершила открытие мира творчества великого Расула. Лично для меня настоящим проникновением в душу стала его проза. Гамзатовский «Мой Дагестан» я прочитала, будучи школьницей, и поняла, что так писать о своём родном крае может только человек, безгранично любящий и боготворящий его. Если пушкинского «Евгения Онегина» называли «энциклопедией русской жизни», то «Мой Дагестан» – это тоже своего рода энциклопедия дагестанской самобытности. Читая это произведение, мы окунаемся в мир горской философии, перелистываем страницы многовековой истории наших предков, проникаем в глубины их жизни и быта. Я думаю, что «Мой Дагестан» сравним с путешествием, которое открывает всем любознательным новые неизведанные места. Так и это произведение стало для меня экскурсом в мир дагестанской мудрости, в радужную палитру обычаев и традиций наших народов. Одно дело, когда читаешь научную этнографическую литературу, совершенно иным предстаёт многообразие наших национальных особенностей со страниц «Моего Дагестана». С восхищением поэт описывает мастерство златокузнецов Кубачи, гончаров Балхара, ковровщиц Табасарана, виртуозность канатоходцев из Цовкра. Из многочисленных картинок горского быта складывается большой портрет народа-труженика. Расул Гамзатов мастерски выводит на страницы своего произведения портретную галерею известных личностей разных времён и народов: Гамзата Цадасу и Рабиндраната Тагора, имама Шамиля и Александра Дюма, Абуталиба Гафурова и Махмуда, Эффенди Капиева и Сулеймана Стальского и многих других.

При первом прочтении «Мой Дагестан» потряс меня тем, как Расулу Гамзатову удалось мощно синтезировать своё поэтическое мастерство и отточенный веками богатейший горский фольклор. Ведь что ни страница этой книги – то сверкающая россыпь пословиц, поговорок, сказок, притч. Иногда при чтении «Моего Дагестана» представляешь себя где-то в высокогорном ауле, на плоской глинобитной крыше горской сакли, где, спрятавшись от вечерней прохлады под буркой, слушаешь неторопливую речь своего мудрого деда… Мне кажется, что такие душевные ассоциации могут вызывать только талантливые мастера слова, к которым, несомненно, по праву относится Расул Гамзатов.

А чего стоят эпиграфы к каждой из глав книги? Это же кладезь мудрости дагестанских народов, бережно перенесённый Гамзатовым на страницы произведения и ограняющий его, как великолепный бриллиант.

Гамзатов писал: «Про Дагестан говорили: «Как ненаписанная, неспетая песня лежит эта страна в каменном сундуке. Кто достанет её, кто напишет и кто споёт её?». Ответ здесь очевиден – он, великий Расул, и стал этим глашатаем и певцом гордого Дагестана. Именно он исполнил величественный гимн своему родному краю и привлёк к нему внимание всего мира.

Я глубоко убеждена в том, что такое произведение, как «Мой Дагестан» Расула Гамзатова должно стать настольной книгой для нашей современной молодёжи. Оно учит тому, что сегодня, к большому сожалению, остаётся за бортом интересов подрастающего поколения: уважению к славному прошлому нашей малой родины, гордости за высокую нравственность духовного наследия наших предков, не надуманному, а истинному патриотизму. Как педагог, я уверена в необходимости тщательного и досконального изучения в дагестанских школах такого мощного по своей художественной значимости творения Расула Гамзатова, как «Мой Дагестан».Если этот великий поэт является своеобразным символом нашего горного края, то «Мой Дагестан» – это бренд всего его творчества. Это своеобразная горская конституция. Наши дети и внуки должны с раннего детства впитать в себя её законы, основанные на гамзатовском таланте и народной мудрости. «Вассалам, вакалам».

Омарова, И. Мой Расул Гамзатов [Текст]// Дагестанская правда.- 2013.- 19 июля.

Ирайганат Салахудиновна Омарова – учитель Курминской средней школы-интерната, Гергебильский район, Республика Дагестан

Комментариев нет:

Отправить комментарий